Замечательный пример социологического анализа того, как устроены социальные отношения, как они влияют на то, выживет или не выживет некоторое поселение — исследование Марка Грановеттера
«Сила слабых связей». Здесь необходимо отступление: работы Грановеттера, как многих других социологов, занимающихся исследованием отношений, базируются на идеях и методологиях этнографов и социальных антропологов, и в «Силе слабых связей» Грановеттер использовал аналитические схемы социального антрополога Герберта Ганса.
Герберт Ганс в 50-е годы поехал в два пригорода Бостона, Вест-Энд и Чарлстон, для того, чтобы изучать как устроена их культура. Он работал в этих пригородах на протяжении нескольких лет. Составлял подробнейшие графы — кто с кем пьет, кто к кому ходит в гости, выезжает на пикник, кто просить соседей забрать детей из школы. У него получились таблицы частоты социальных контактов. Через некоторое время, когда Ганс закончил свою работу в обоих пригородах, Бостонская мэрия приняла решение о том, что нужно снести и тот, и другой. Один был снесен, а второй нет, потому что его жители вышли на баррикады и не пропустили строителей и бульдозеры.
Почему это произошло? Грановеттер, взяв схемы, построенные Гансом, показал, как были устроены социальные отношения в обоих районах. В одном из них люди, которые общались друг с другом, образовывали замкнутые клики. Вы можете провести такой эксперимент, мысленно прикинув, сколько у вас друзей, и затем оценив, сколько из них дружат между собой. Если почти все ваши друзья это одна замкнутая компания, я вас поздравляю. Вы живете в том пригороде, который не выжил.
Грановеттер показал, что в районе, который сумел мобилизоваться и дать мощный коллективный отпор, между отдельными людьми, принадлежащими разным группам общения, существовали так называемые мосты, слабые связи. Это вовсе необязательно связи искреннего доверия, симпатии, привязанности или дружбы. Это связи минимального признания. В Бостоне в 50-е годы в пригороде Вест-Энд черные и белые, богатые и бедные, люди, принадлежащие совершенно разным культурным, этническим группам, в какой-то момент сумели выйти на баррикады именно за счет наличия таких слабых связей между кликами, замкнутыми группировками.