В небольших городах наиболее заметный аспект городского разнообразия состоит в том, что в текущей современности одновременно уживаются множественные социальные диспозиции, сценарии и практики, в том числе воспринимаемые нами как инновативные и, наоборот, как консервативные.
Однако было бы несправедливо сводить городское социальное разнообразие к разнице между большими и маленькими городами. В социальной реальности каждого отдельно взятого города разнообразие состоит в том, что одни и те же феномены современности, такие как дигитализация, медиализация, создают различные, в том числе прямо противоположные социальные эффекты:
- Виртуализация / Запрос на новые способы взаимодействия
Так, цифровая самодостаточность, позволяющая современному горожанину, не отрываясь от гаджета, обеспечить себя всем необходимым, от еды и заработка до человеческого общения и духовной жизни, одним из своих эффектов имеет цифровое опосредование всего офлайнового, натуры. Человек видит посещаемые им самим места через публикации в собственном Instagram, а не в живую, любуется собственным ребенком посредством им же сделанной фотографии в соцсетях. Люди уходят в виртуальную реальность.
Однако одновременно, в связи с теми же процессами цифровизации, существует и противоположная тенденция. У горожан растет запрос на места, поводы и способы взаимодействия в реальности, будь то публичные лекции или молодежные бары, посещение барахолок или посещение политических протестных митингов.
2
. Социализация/ Право на одиночествоДавая человеку неисчерпаемые ресурсы для социализации и коммуникации, город в то же время предоставляет ему возможность реализовать так называемое право на одиночество, о чем недавно написал Виталий Куренной в сборнике института «Стрелка». И то, и другое в высокой степени востребовано. И то, и другое есть в городской реальности и определяет самоощущение современных горожан.
3. Расширение публичности/ Конфиденциальность и приватностьОдин тренд — запрос на публичность, и как следствие, энергичное расширение публичной сферы, рост числа и разнообразия общественных пространств и мероприятий, погруженность горожанина в социальные сети. Одновременно с этим противоположная тенденция — обострение чувствительности в вопросах безопасности, защищенности, privacy, коммуникативной дистанции. В общественных и публичных пространствах используются различные стратегии приватности и анонимности.
4. Космополитизм/ Локальная идентичностьЕсть мнение о том, что в современном мире, особенно в городском контексте, в связи с развитием информационных технологий, новых медиа, человек лишается основания. Темп жизни учащается, идентичность размывается. В качестве возможного следствия этого явления, мы наблюдаем, с одной стороны, развитие транслокальности, транснационализма, космополитизма. С другой стороны, мощный рост символической ценности локальных идентичностей, тем более этнических и национальных особенностей, и возрастающий спрос на риторики и практики памяти.