Архитектурные ошибки

Окт. 2018

Артем Китаев
Артем Китаев — архитектор. Закончил Московский архитектурный институт (МАРХИ). После окончания института работал в бюро Herzog & De Meuron, «Меганом» и «Рождественка». Один из основателей «KOSMOS Architects» —группы, объединяющей архитекторов из Нью-Йорка, Москвы и Швейцарии. «Мы часто вдохновляемся стандартными, утилитарными, повседневными вещами, анонимной архитектурой, инфраструктурой городов — и условно мы называем эту незаметную архитектуру "хаосом"».

«KOSMOS Architects» занимается не только архитектурными проектами, но и работой в области исследований и искусства. Особое место в практике группы занимают временные инфраструктурные сооружения и объекты, меняющие среду города— реализованы павильон для музея «Гараж», Арт-пространство ЭМА, уличная инсталляция в Нью-Йорке и павильон в Венгрии. .

Работы «KOSMOS Architects» выиграли и получили премии в многочисленных международных конкурсах: музей Г.Х. Андерсена в Дании; спортивный центр Nike в Москве; конкурс на парк Квинсвей в Нью-Йорке; конкурс Street Architecture для Storefront of Art and Architecture; номинированы на Швейцарскую премию в области искусства и дизайна.
Кластер «ЭМА» — медиа-пространство.

В 2015 году мы сделали проект реновации и реутилизации заброшенного промышленного кластера, бывшего завода электронной медицинской аппаратуры в центре Москвы, в Китай-Городе. Он выглядел типично для всех заброшенных пост-промышленных территорий советского времени. Сегодня сложился рецепт для реновации таких территорий. Все просто — кирпич ошкуривают, ставят внутрь мебель, делают стиль лофт. Это ровно то, чего мы не хотели делать.
Заброшенный завод электронной медицинской аппаратуры, 2015
ЭМА — временный проект, который просуществовал полгода, пока площадка проходила согласования для застройки. Нашей задачей было сделать универсальное пространство и связать его с медиа. Создать площадку для проведения разных мероприятий, от лекций до концертов и техно-вечеринок.
Упаковка в искусстве поп-арта
Посмотрев по-новому на задачу реутилизации, мы решили работать не элементами дизайна и мебелью, а оберткой, как это делали художники поп-арта. Обернуть пространство в новую «упаковку», яркую и уникальную, способную вмещать в себя разные события.
ЭМА 2015. Концепция, скетч.
Пространство кластера — неудобной, странной формы, состоящее из нескольких кулуаров. Надо было придумать поверхность, которая объединила бы эту ломаную структуру в одно целое, и акцентировала бы разные дворы.
Концептуальный пространственный макет
Материал для «упаковки» должен быть яркий, гибкий, и легкий в монтаже, поскольку это временная конструкция. Мы остановили свой выбор на фольгоизоле, дешевом материале, которым обычно обматываются вентиляционные трубы и прочие инженерные системы, и обтянули им дворовые фасады.
Фольгоизол
Во дворе мы разместили инсталляцию «Небо» — паутину из тросов со световыми приборами, и установили луну, большой фанерный диск, покрытый белой светоотражающей краской. Этот диск формировал пространство, и притягивал очень много внимания.
ЭМА — двор
ЭМА — проект фантазийный, литературный, абстрактный, и притом воплощенный в реальность. Он придуман для медиа, под Instagram, который только появлялся пять лет назад, когда мы это делали. Нам было интересно мыслить кадрами, когда мы его придумывали, и это сработало ровно так, как мы хотели. Почти каждый человек, который туда приходил, делал там селфи или фотографию на фоне луны. Это пространство стало уникальной площадкой и одним из самых популярных мест того лета.
ЭМА в Instagram
ЭМА — это пространство-перформанс, блестящая обертка которого работает вместе с действием, с событием, которое там происходит. Например, на открытии мы придумали раздавать пледы, refugee blankets, которые сейчас уже стали общим местом. Это пространство-сюрприз. Ты идешь по московской улице, открываешь дверь, и вдруг оказываешься в очень странном месте, напоминающим декорации из фантастического фильма 80-х годов. Один из кадров в Instagram попал на обложку главного немецкоязычного журнала.
ЭМА. Фото из Instagram на обложке Bauwelt
Объект проектировался через WhatsApp. Мы все находились в разных местах и переписывались в общем чате. Мы скопировали нашу переписку и издали книгу, которая стала физическим продолжением виртуальной жизни объекта.
ЭМА. Книга.
Спортивный центр Nike
Мы победили в конкурсе на строительство спортивного центра Nike в московском парке Горького. Центр открылся этим летом. В строительстве нам помогало КБ «Стрелка».

Nike написали энергичный бриф, в котором они акцентировали свою связь с улицей, с андеграундными культурами, молодежью: "Для того чтобы действовать, тебе не нужно оборудование, дорогие спортивные залы. Если хочешь бежать, ты должен бежать. Прототип для первой подошвы Nike был сделан в вафельнице на кухне". Нас воодушевил этот бриф, и мы решили совместить технологии и драйв, определенную грубость субурбий, в которых люди занимаются спортом где угодно.
Романтика субурбии
В то же время здание в центре города должно обладать определенной знаковостью. Первое, что нам пришло в голову, это билборды, рекламные конструкции, конструкции промышленных полузаброшенных зданий, которые являются символами этих мест.
Билборд — символ субурбии
Наше сооружение — городская скульптура, не монументальная конструкция, но "дикая", располагающая к приключениям вещь. Это романтика городских джунглей, предполагающая, что ты используешь здание как тебе хочется,как тебе позволяет храбрость и сила твоих мышц.
Спортивный центр Nike. Конструкция здания. 2018
Каждая поверхность здания обладает дополнительной функцией. Фронтальный вход — это медиатабло, на котором анонс мероприятий, информация о работе здания. Левый козырек смотрит в сторону футбольного поля. На нем находится табло счета. Наклонная структура — так называемый 3D-воркаут, где спортсмены подтягиваются, лазят, отжимаются. Справа в нижней части — лаунж и брифинг для бегунов.
Спортивный центр Nike. Функциональное зонирование. 2018
Фотография за день до открытия, перед самым началом чемпионата мира по футболу:
Спортивный центр Nike. Вид со стороны главное аллеи. 2018
Современная спортивная одежда проницаема, в ней используется мембрана, которая отводит влагу. Мы использовали технологический образ мембраны в социальном значении. Это бесплатный центр. В нем может играть кто угодно, в него может зайти кто угодно. Центр Nike — открытый и прозрачный, символизирующий доступность и популярность спорта в нашей стране.

Открытие. Загорелый, веселый человек в центре — Рональдо. Рядом с ним стоит менее веселый Аршавин. Слева от него — Евгения Медведева, прекрасная фигуристка, олимпийская чемпионка.
Спортивный центр Nike. Открытие. 2018
Здание имеет несколько входов, все помещения расположены вдоль фасадов. Пространства в центре здания мы прорезали длинными коридорами, привязав их к парку. Зелень парка снаружи видна из любой точки. Зона душевых и раздевалок выкрашена в ярко красный цвет.
Спортивный центр Nike. Сквозной коридор, выходящий в парк. 2018
Базель — скрытый парк

Я жил в Базеле. Это чудесный город, в котором все идеально, в котором, кажется, не осталось места дизайну общественного пространства. Но, конечно, в Базеле есть свои проблемы и свой неочевидный, скрытый потенциал.
Базель
В городе здорово летом, но зимой он практически вымирает. В нем неразвита общественная жизнь, люди не любят ходить тусоваться. Как только портится погода,все прячутся по домам, и в такие дни на улицах пусто и одиноко.

В Базеле есть подземная река Бирзиг. В центральной части города она находится в туннеле под одной из основных улиц. Мы решили, что это один из прекрасных ресурсов для организации альтернативного сезонного или внесезонного общественного пространства.
Базель — коллектор реки Бирзиг
Река проходит через все главные площади города, связывает основные части исторической застройки, при этом находясь под землей.
Базель. Коллектор Бирзиг на плане города. 2017
Мы решили устроить там альтернативный подземный линейный парк.
Подземный парк. Концептуальный скетч. 2017
Под землей можно создать сад с абсолютно независимым микроклиматом, со своей системой вентиляции и освещения.
Базель — арт-паром

Помимо скучных осенних вечеров Базель еще известен современным искусством. Там проходит одна из самых известных в мире ярмарок современного искусства — Арт-Базель. Еще один из символов Базеля — паромы, которые связывают два берега. Мы придумали синтезировать общественные пространства, символы и функции этого города— сделать арт-паром.
Паром в Базеле
Это курсирующая платформа, которая могла бы стать альтернативным общественным пространством, расположенным на реке. Арт-паром мог бы соединять посредством искусства Кляйн-Базель и Гросс-Базель, две главные, противоборствующие части города. Берега Рейна стали бы зрительскими рядами для перформансов, которые могут проходит на этой площадке.
Базель. Арт-паром, концепция. 2017
Базель — кампусы, режимы использования территории
Помимо прочего Базель известен своими кампусами. В нем находится кампус и штаб компании "Новартис", одной из самых влиятельных и богатых фармацевтических компаний.
Кампус компании "Новартис", Базель.
В кампусе прекрасное благоустройство, в проектировании зданий кампуса участвовали, наверное, все притцкеровские лауреаты последних 20 лет. Но он закрыт для публики, открывается только для работников, в определенные часы. Странно, что гигантское благоустроенное пространство в городе принадлежит очень небольшому количеству людей.
Не всегда, чтобы изменить город, надо что-то строить. Иногда достаточно изменить режим использования того, что уже существует.
Кампус "Новартис" работает только в будни с 8 до 6 вечера, он никогда не работает в выходные и после обеда. А люди, наоборот, обычно ходят гулять в выходные, или вечером, или во время ланча.
Проект изменения режима использования кампуса. 2017
Мы предложили сделать ограду-трансформер, которая будет убираться в часы, когда кампус не работает. Люди смогли бы там гулять и наслаждаться благоустройством и архитектурой.


Кампус "Новартис", Базель. Концепция использования. 2017
Человечество постоянно увеличивается в размерах. Города бесконечно растут. Если мы будем так продолжать, то скоро застроится вся планета, не останется ни одного свободного места.
Мы должны больше думать не о строительстве и освоении новых территорий, а об интенсификации использования.
Мы должны думать о том, как совмещать больше процессов в одном здании, как делать каждую территорию мультифункциональной. Мы должны работать с режимами и характером использования территорий, совмещать больше пользовательских групп в одних пространствах, а не строить уникальные здания для каждой из таких групп.
Базель. Баня в фонтане и план веселья
Расскажу еще о двух шуточных проектах. Первый — переосмысление Мюнстерплац, одной из главных площадей города. Она выглядит мрачно в дождливые серые дни.
Мюнстерплац, Базель. Активация. 2017
Мы решили, что для ее активации необязательно ставить какие-то объекты, павильоны или галереи. Можно использовать уже существующие структуры.
Мюнстерплац, Базель. Баня в фонтане, концепция. 2017
Мы предложили совместить романские традиции терм и базельские традиционные фонтаны, которые находятся на каждой площади. Просто подогревать в фонтанах воду в холодные дни, устроить в них общественные купальни.

Следующий проект — выражение наших мыслей об очень специфической области жизни в Швейцарии. В этой стране запротоколировано абсолютно все.

Существуют подробнейшие графики утилизации мусора— как сортировать мусор, когда его можно выкидывать, по каким дням, в какие часы и на каких улицах. То же касается очень многих аспектов жизни, например, уровня допустимого шума, светового загрязнения, режима парковки велосипедов. Если после 9 часов вечера в здании офисе горит свет, офис штрафуют, чтобы он не мешал жильцам расположенных напротив домов.
График утилизации мусора и график веселья. 2017
Такой формализм имеет негативные последствия. Люди, строго следуя множеству правил и ограничений, становятся зашоренными. Вдохновленные планом выноса мусора, мы сделали "Discharge schedule", план веселья, в котором очень по-швейцарски протоколировано, когда можно пойти в музей, когда можно пойти выпить, на барбекю или отправиться в любовное приключение.
Страна без границ

Все швейцарские проекты были сделаны нашим бюро прошлым летом (в 2017 году) для Музея архитектуры в Базеле. Это были истории, которые мы сами придумали и инициировали. Неважен масштаб этих проектов — важна фокусировка на определенных проблемах. Мы сосредоточились на больных вопросах современного общества.

Бюро «KOSMOS Architects» — интернациональная инициативная группа, часть возникающего международного комьюнити. Люди этого комьюнити — профессионалы, для которых неважно, в каком месте они родились, выросли. Они немного оторваны от любых стран. Они спокойно перемещаются по миру, в зависимости от того, что им интересно в конкретный момент. Они уже не совсем принадлежат к собственным культурам, в большей степени — к общей, международной культуре. Они вместе формируют эту общую культуру, которая не является французской, американской, китайской.

У этих людей есть свои посольства в каждой большой столице мира — творческие кластеры, галереи, кофе-шопы. Интересно, что физические границы между странами, те места, где теоретически должны происходить наиболее интенсивные коммуникации людей, обмен культурами — в большинстве своем места заброшенные.

К каждой государственной границе существуют строгие требования. Есть режим контроля, режим таможни, нельзя строить ближе определенного расстояния. Границы — зоны отчуждения, общая протяженность которых — 251 600 км. Мы предложили использовать эту пустоту на карте мира.
Границы — зоны отчуждения
Придуманная нами Borderland city — страна без границ, которая бы объединяла все страны в мире. Пространство, куда ты можешь зайти и оказаться затем в любом месте, аналог интернета в материальном мире.
Герб и флаг Borderland city. 2018
Мы придумали герб и флаг Borderland city. Пунктирная линия обозначает невидимые элементы, границы. Герб — переосмысленный дорожный знак "отмена всех ограничений".
Borderland city. 2018
Borderland city — зона, ограничения в которой устанавливают сами пользователи. Туманное свободное пространство, соединяющее все страны, в котором люди могут существовать и перемещаться в зависимости от своих интересов.
- куратор: Наталья Фишман
- модератор: Екатерина Гольдберг
- организаторы: Фонд «Институт развития городов республики Татарстан» МАРШ лаб

Семинары и открытые лекции на тему "Социальность и архитектура" в рамках воркшопа "Весенний МАРШ 2018"

Что мы понимаем сегодня под словом «социальность», как общество и государство формулирует задачи и проблемы социального, как это отражается на архитектуре — новые потребности и старые формы Участники – профессионалы разных специальностей (архитекторы, социологи, социальные работники, педагоги, философы, культурологи), участники воркшопа, представители ДК и молодежных центров
+7 495 640 80 15
Россия, Москва Н.Сыромятническая, 10 с2