Другое картографическое исследование нам удалось применить на практике. Сидя в Москве мы сделали исследование по городу Сатка, небольшому татарстанскому городку с населением 40 тысяч человек. Таких городков в Татарстане довольно много. Специфика города Сатка в том, что он расположен на краю огромного Карагайского карьера, там добывают магнезит. Это карьер глубиной четыреста метров, длинной почти полтора километра и разделяет город на две части — Старый город и Новый город. Запрос от администрации звучал так — сделайте нам карту достопримечательностей города. Мы ответили — зачем вам карта, на которой все точки будут выглядеть одинаково? Будет абсолютно непонятно, какие из них действительно нужны и могут послужить опорами для развития города, а какие абсолютно бесперспективные и неинтересные, но при этом считаются достопримечательностями.
Особенность исследования в том, что мы его делали вместе с ребятами из города, связавшись с ними через социальные сети. Нам была нужна местная референтная группа для оценки адекватности нашей работы. Мы работали совместно в google картах. Для начала мы попросили девушку из города пройти по всем улицам, что отмечены на панорамных видах карт google и отметить всех пешеходов, которых она заметит. Таким образом мы создали очень приблизительную карту плотности населения, дающую общее представление. Самая большая пешеходная активность сосредоточена всего лишь на двух основных улицах, Солнечной и Пролетарской. Вся жизнь, все магазины сосредоточены только на них.
Затем мы сделали другую тепловую карту. Это места, которые чаще всего попадают на фотографии, по которым сделаны геопривязки. Самая активная пешеходная часть в Новом городе, на этих двух улицах, и там много фотографируют. Но еще больше снимают Старый город. Все хрестоматийные виды Сатки сосредоточены в Старом городе. Когда люди фотографируют на улице? Очевидно, когда они не идут куда-то целенаправленно, а никуда не спешат, гуляют, получают удовольствие. Мы можем сделать предположение, что внутри квартала, коорый фотографируют больше других, пролегает какой-то пешеходный маршрут.
Отметим, что для любого картографического исследования мы применяем много разных карт и диаграмм, много оптик. Это как снайперский прицел, в котором есть ночное виденье, есть тепловизор, и еще что-то. Каждая из оптик имеет свое ограничение. Мы можем эти оптики придумывать самостоятельно. Мы их совмещаем и они вместе могут друг друга доказать или опровергнуть.
Итак, наш следующий картографический слой для исследования Сатки — схема распределения разных функций в городе, показанная окружностями с разными диаметрами. В эту схему входят и достопримечательности, поэтому, например, точка стоит посреди карьера. На схеме видно, что новый район функционально очень беден. Розничная торговля в основном расположена в самых пешеходных местах, которые мы определили при помощи предыдущих двух схем. Мы расспросили нашу референтную группу и выяснили, что местные называют район двух самых пешеходных улиц «дорогой жизни». Стало ясно, что если что-то делать и благоустраивать, то именно там.
Мы попросили наших референтов опознать места, в которых чаще всего фотографируют — их неофоциальные внутригородские названия. Затем мы составили рейтинг десяти самых популярных по количеству фотографий локаций и посмотрели по ним статистику поисковых запросов (в статистике яндекс можно поставить фильтр — поиск только внутри определенного района или города). Мы обнаружили, что максимальное количество упоминаний о локации, которую местные люди называют просто «Парк». На карте это совершенно пустое место, которое человек несведущий принял бы за просто за лес. Без такого небольшого исследования, которые мы уже провели, никто и никогда бы не подумал, что это такое важное, ключевое для города место. Позже мы еще дополнительно провели собственные опросы про это место и наше предположение подтвердилось. Это бывший городской парк, который зарос и не существует уже два поколения людей. Его построили когда-то жители, работающие на градообразующем предприятии по добыче. Поскольку местные жители строили и сажали этот парк своими руками, он сохранился в памяти. Люди в сети и в социальных опросах постоянно говорят — «парк», «верните нам парк». Именно заброшенный парк соединяет два самых обжитых места — «Дорогу жизни» в новой части города и пешеходный квартал в старой. Таким образом оказалось, что большой пешеходный маршрут проходит через лес.
Сопоставим карты популярности локаций по интернет-запросам приезжих и местных жителей, что позволяют нам фильтры яндекс-статистики. Приезжие спрашивают поисковые системы в основном о Новом городе и об одном месте в Старом городе, которое называется «Лагуна». «Лагуна» — это местный аквапарк, безумный, с сумасшедшими скульптурами. Местные туда не ходят, они говорят: «Это какая-то гадость и пошлость», а люди, которые в Сатке ни разу до этого не были, приезжают на один раз и уезжают. Это создает трафик. Люди приезжают, разочаровываются и уезжают. Этот аквапарк эксплуатирует абсолютно неизвестную приезжим красоту Старого города и постепенно его разъедает. Это, с одной стороны — точка притяжения в Старом городе, с другой стороны — его язва. Беда еще и в том, что местный бизнес выкупает старые дома вокруг аквапарка, переделывает их, ломает. Как с этим быть непонятно.
В итоге для нашей перспективной «карты достопримечательностей» мы выбрали четыре ключевых места. Выбрали вместе с местными жителями, администрацией, для этого специально приехали в город. Первое — пустая поляна, на которой люди надолго не задерживаются, но много фотографируют панорамы Старого города. Мы решили снабдить ее еще какой-то достопримечательностью, которая людей могла бы задержать там подольше. Остальные три точки мы расположили в Новом городе на «дороге жизни», которая соединяет тусовочные места. Первое находится во дворах, второе у проходной арки и третье вблизи ДК Магнезит. По результатам нашей исследовательской работы мы устроили фестиваль малых архитектурных форм. Собрали все местные компании, сделали рекламную компанию, объявили, как могли, через социальные сети. Мы ехали в город на автобусе и боялись, что нас никто не встретит — нас встретили пятьдесят человек и с ними мы провели огненные десять дней, за которые спроектировали, построили и еще отпраздновали эти четыре объекта.
На поляне в Старом городе мы построили ландшафтный объект, большую лавку под названием «Уральская горка». Постоянно много людей там нет, но место стало пользоваться большей популярностью и люди там стали задерживаться подольше. Это точка стала популярной, например, для свадебных съемок. Во второй нашей точке, во двор, мы сделали площадку для вхрослых. В этом дворе тусовались алкоголики и в общем-то это были первые и единственные люди, кто нас там встретил. Где есть алкоголики, там больше никого нет. Мы сказали — построим здесь взрослую площадку с мангалом. Мы сделали столы высокими, чтобы люди в невменяемом состоянии не смогли долго праздновать. Таким образом мы отфильтровали ненужную аудиторию и люди там стали проводить соседские мероприятия и праздники. В третьей локации, возле проходной арки, где вешают рекламу, мы сделали галерею для местного фотосообщества, реализовали их давнюю затею. Создали вместе с ними выставочное пространство. И наконец на пустыре вблизи культурного центра «Магнезит» сделали просто сад камней, в котором теперь по выходным сидят люди, в будни собираются мамочки с детьми.
Мы получили много неожиданных эффектов. Например, в городе появился первый кофе на вынос. Потому что там, где ребята работали, а у нас были ребята из разных городов, они все время спрашивали кофе на вынос, сориентировав таким образом этих предпринимателей. Оказалось, что даже в таком маленьком городе и даже среди активных людей горизонтальные связи не очень хорошо развиты. 60% участников фестиваля из Сатки познакомились с двумя и более новыми людьми из своего города. Такого рода исследования и фестивали — это реальный инструмент образования, укрепления местного сообщества.