Системный подход к планированию инфраструктуры открытых общественных пространств

Сент. 2017

Елена Тюняева
Экс-директор Московского объединения по музейной и выставочной работе «Музеон» и ЦПКИО им. Горького в г. Москве.
Анализ
5 лет я работала в парке искусств «Музеон». Начинала на стадии планирования реконструкции, затем благоустраивала, а потом управляла им, год еще и вкупе с парком Горького.

Как и любой проект модернизации парка, наш начинался со знакомства с контекстом площадки: что там было, как развивалась территория до нас, откуда ее название и в чем причина проведения там определенных мероприятий. Разбирались в собственниках. Это только кажется, что обнесенный забором участок, названный парком — единая сущность. У нас в центре стоит огромное здание с двумя учреждениями культуры: государственным— Третьяковской галереей и частным — Центральным домом художника. Также на территории расположено подразделение «Мосводоканала», еще что-то принадлежало департаменту ЖКХ. Такого может быть много, надо со всеми собственниками выстраивать коммуникацию, чтобы не нарушить функционирование какого-либо из объектов. При правильном общении те же инженерные объекты вы сможете использовать в своих интересах, получая электричество, воду. Построить, например, насосные для фонтанов и новых водоемов, если надо. Конечно, бесценна возможность взаимодействия с культурными институциями, оказавшимися на территории, нам в этом плане повезло.
Не менее важно изучить границы своей территории — соседние улицы влияют на маршруты посетителей, передвижения пешеходов и автомобильного транспорта. Так что границы планирования не обязаны совпадать с официальным периметром. Лучше учитывать возможность опосредованного взаимодействия с внешними элементами: прилегающими улицами, зданиями, достопримечательностями района, расположенными на некоторым удалении. Такой широкий взгляд позволит наиболее точно продумать стратегию, даст ей долгую жизнь и по-настоящему реализует вложенные ресурсы и усилия. Анализ градостроительной ситуации в плане управления, позволит понять, какие задачи ставит перед собой город и район, чтобы в координации с этими планами, внутри более глобальных концепций, разрабатывать свою. «Музеону», например, удалось расшириться за счет автомобильной Крымской набережной. Ради нас ее превратили в пешеходную зону с газонами, с кафе и даже с фонтаном.

Правильное управление подразумевает создание необходимых условий для эффективного достижения поставленной цели. То есть мы моделируем определенную социально-экономическую систему, ориентируясь на поставленную цель. Успешность работы чаще всего начинают оценивать по экономическим результатам. Да, напланированную жизнь хорошо бы самим и окупать. Но, не менее важен и социальный фон. Для чего требуется анализ внутренней и внешней социальной среды. Внешняя включает госорганы, близлежащие институции и культурные учреждения, окрестных жителей, бизнес, который находится по соседству, местные власти, которые имеют возможность поставить задачу, контролировать, выделять финансирование, инвесторы, потенциально заинтересованные в деятельности на нашей площадке. Так на краю «Музеона» стоит храм, и нам было необходимо продумать взаимодействие с прихожанами, учесть возможность конфликта, если наш концерт, например, мешает службе.

Внутренние ресурсы, это вы и ваша команда. Когда вы приходите в любое пространство, там уже есть люди — они его обжили; либо учреждение существует со своим штатом; либо посетители, даже если само место на бумаге и не зафиксировано как отдельный элемент пространства. Ситуация модернизации всегда не простая, и тут важно не отказываться от людей, с которыми вы встретились, потому что они очень много знают. Получив от них информацию: как все работало до вас, где что находится, какие есть инженерные системы, какие выстроены взаимоотношения, можно избежать массы ошибок.
Социальная стратегия
Основываясь на всем вышесказанном, проще искать ответ на ключевой вопрос: «Зачем трогать место?». Да, для любого открытого пространства актуально развитие благоприятной среды полноценного отдыха. Населению нравится комфорт и приятное окружение. Но должны быть и отличительные черты каждой конкретной миссии. Скамейки и урны расставить, дорожки замостить — многие смогут, а вот создать именно пространство, в котором будет удобно, красиво, интересно, и куда еще не раз захочется прийти — куда сложнее. Уже на первом уровне разработки концепции нам надо думать о создании уникального пространства с актуальным содержанием и своей особенной атмосферой. Это не общие слова, это важно прочувствовать.

В «Музеоне» изначально стояла задача проявления художественной ценности произведений монументального искусства, он — парк искусств. А вот на Хохловской площади при организации парка раскопали стену Белого города, и это меняет весь смысл происходящего. Наследие, кстати, — не плохой рычаг в ситуации, когда власти сначала согласовали проект, а потом начинают откладывать финансирование, пытаться корректировать.
Будучи открытыми пространствами, парки могут лучше многих выполнять коммуникационную миссию, быть площадкой встречи близлежащих культурных центров, общественных и образовательных институций. Если по соседству проходит какой-нибудь форум или выставка — парк может стать точкой взаимодействия и общих проектов. Такой подход, в том числе, служит инструментом экономической оптимизации: у них деньги — у вас площадка, у вас тема — у них эксперт и т.д. Это требует анализа не только территориального, но и ресурсного. Так у «Музеона» есть сосед-гигант Парк Горького, но у них нет музейного фонда. Совсем рядом от нас расположена живая активная культурная площадка института «Стрелка», но у них территория ограничена. Я буду настаивать на том, что любое открытое пространство — это культурный проект, а не только «зеленка». В парке я могу сделать культуру доступной: без очередей и с внятной подачей.

Залог реализации миссии — четкое описание целевой аудитории. При этом для открытых пространств, в большинстве случаев, она коротко описывается словом «все». Поэтому важно определиться с расшифровкой, распределением посетителей по группам с разными характеристиками и потребностями, чтобы положить это в основу стратегии взаимодействия с каждой из них, от характера мероприятий до способов перемещения. Так станут понятны и принципы зонирования пространства. В «Музеоне» кроме классических социальных групп: дети, пенсионеры, внутренние туристы, иностранные туристы и т.д. мы выделяли, например, художников, творческих людей и жителей города, желающих приобщиться к творческой жизни. Так тут сложилось еще до нас, тут и «Центральный дом художника», и Третьяковка, и памятник культуры — дом Третьякова; и Художественный лицей Сурикова, и сама экспозиция из более 500 скульптур. Даже думали сделать резиденции для художников, но пока не сложилось.

Хотелось бы отдельно рассказать про молодежь. Она подразделятся по возрастам: те кому 14–17 лет отличаются от молодежи 20–35 лет по потребностям. Вместе же эта аудитория — главный наш критик. Попадая в общественное пространство, она моментально начинает экспериментировать со способами его использования, она — в постоянном поиске занятия. Там внутри много разных тусовок: кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то читает, кто-то занимается какой-то художественной деятельностью, кто-то спортом. Молодежь ценна благодаря своей активности, кроме того она опосредовано обеспечивает помощь в пиаре и создании имиджа пространства. Они — активные пользователи электронных медиа и гаджетов, они — «сарафанное» радио с огромной аудиторией.

Иначе работает взаимодействие с детской аудиторией. Нужны игровые площадки, постоянно обновляющиеся мероприятия и систематические занятия (кружки, образовательные центры, если мы про строительство каких-то объектов говорим) — все для развития ребенка, в помощь родителям. В парке Горького, например, работает «Зеленая школа», где можно оставить ребенка на преподавателей, и пойти спокойно погулять. Семьи хорошо привлекать к повседневной жизни парка вроде субботников, чтобы сохранять постоянство связей. Полезно выстраивать совместную работу с Департаментом образования, и через него со школами и детскими садами. Это позволяет привлекать аудиторию, которую будут приводить не родители, а учителя, если составить план мероприятий, отвечающий школьной программе. Завязать все, что есть на территории, с уроками: по биологии, истории, литературе и т.д. Так, памятники «Музеона» позволяют рассказывать про поэтов, про художников, про скульпторов, это очень интересно.
Правильное управление подразумевает создание необходимых условий для эффективного достижения поставленной цели.
Обязательная, но всегда своеобразная и неповторимая категория посетителей — местные жители. У них свое представление о прекрасном из-за долгой связи с местом. Желательно на первом же этапе включить в проектную группу активного представителя из соседей. Так и информации будет больше о повседневном использовании парка, и кляуз меньше, о том, как было хорошо раньше, и как нечего было соваться, все менять. Люди становятся гораздо отзывчивее, если их послушать.

Я выше упоминала особенности передвижения разных групп. В соответствии с этим критерием у нас соединяется старшая возрастная группа и инвалиды. Им должно быть комфортно перемещаться по большей части парка, незачем их прятать на отшибе. В сегодняшнем городе пожилые составляют большой процент населения, и при этом сидят пока по домам около телевизора, а могли бы наслаждаться природой и быть благодарной аудиторией. Для их привлечения нужно продумывать и пространство, и мероприятия.

Сложная история всегда с владельцами собак. В «Музеоне», не смотря на все свое дружелюбие и открытость, мы запретили их присутствие, потому что планировкой не был предусмотрен отдельный выгул собак — у нас зеленых зон лишь 23 га, на которых еще куча строений. Кроме того собаки любят метить монументы, а их у нас много. Так что извинялись и объясняли, что мы — музей. В парке Горького иная ситуация, там выгул собак разрешен на спец-площадках.

Событийная программа — самый динамичный инструмент нашего контакта с аудиторией. Всевозможные концерты, которые могут быть маленькими, кулуарными, или собрать 10–15 тысяч человек. Все зависит от того, как вы хотите, чтобы работала площадка и с кем: аукционы, презентации, корпоративные мероприятия, дегустации, маркеты. Если вы решили, что отвечаете за спокойствие в суете города, то нужно минимизировать многолюдные события. В программе центральных парков важно учитывать основные государственные и городские праздники. Все это помогает формировать имидж места и привлекать партнеров, в том числе спонсоров, а значит получать косвенный доход. Скажем, провожу я удачные детские фестивали — сразу найдутся компании и организации, которые захотят прорекламировать себя в рамках такого события, и соответственно оплатят услугу участия.
Парковой команде необходимы люди, которые будут готовы заниматься проведением мероприятий при чем и технически, и концептуально. Это не только продюсеры, но и главный инженер, который подключит электричество, где требуется, быстро и технично, обеспечит своевременное функционирование водопровода, и учтет события в графике своих профилактических работ. Мой отдел организационно-творческой работы долго не мог наладить отношения с техническим отделом.
Пространственная стратегия
Все, что я перечисляла выше, естественно, требует приземления, то есть территориально-функционального зонирования. Надо разобраться, где спокойная зона, а где активная, где проводить концерты и фестивали, организовывать ли под них большие газоны со специальным покрытием стойким к вытаптыванию, либо асфальтированную площадку. В «Музеоне» мы использовали давно заасфальтированную площадь у входа в Третьяковскую галерею. Раньше там была парковка. С противоположной стороны сделали деревянную террасу. Еще одна бывшая парковка — перед входом в ЦДХ. Также была сделана площадь для мероприятий помельче, но с возможностью установки сцены и остального оборудования.

Лучше на этапе проектирования вывести во всех необходимых местах щитки с соответствующей мощностью. Для этого максимально расспросить специалистов, которые занимаются проведением концертов. Да, в запасе всегда есть привозной генератор, но он, как правило, плохо пахнет и сильно шумит. Стоит советоваться со специалистами из разных областей, спрашивать: «Чего вы хотите? Где вы хотите и что там будет?». Берем самый крупный концерт, самую крупную сцену и ориентируемся на их показатели, чтобы потом всё было логично, красиво и ничего не ломалось, не было опутано страшными проводами, о которые может споткнуться посетитель. Парк — очень сложный организм. В нем столько маленьких нюансов, которые нужно учитывать в самом начале. Иначе потом какая-нибудь мелочь испортит самую лучшую картинку.
Это только кажется, что обнесенный забором участок, названный парком — единая сущность.
Очень советую заводить кинотеатр — летние кинопоказы собирают интересную аудиторию, там же можно проводить концерты классической музыки, демонстрировать видеоарт, организовывать выступления различных режиссеров. На газоне в «Музеоне» проходят только кулуарные мероприятия, наша концепция в принципе подразумевает, что зеленые зоны предназначены для отдыха. Приватность образовательного центра мы усилили при помощи живой зеленой изгороди. Хотя сам детский городок с образовательным центром проходят в ряду крупных объектов инфраструктуры

«Музеон» пережил комплексную реконструкцию дорожно-тропиночной сети, мы постарались сделать ее логичнее и более отвечающей сегодняшним представлениям об отдыхе в парке. Сократили процент асфальтовых покрытий, дополнили строгую ортогональную сетку более природными тропинками. Конечно, такие решения требуют большой осознанности, эти дорожки ведь потом обслуживать придется: убирать, сохранять их целостность. У нас есть два типа сети: основная и второстепенная. Их организация потребовала анализа того, где нужен автотранспорт, как не лишить колясочников доступа ко всем уголкам парка. Так, по сыпучему гравию очень сложно передвигаться, у нас можно встретить соединение мощения и гравийного покрытия, которое обеспечивает природность образа. Естественно, планировщик должен соотносить прочность покрытия с планируемыми мероприятиями, включая, например, установку арт-объектов. Второстепенные дорожки можно сделать из щебня, отсева, бетона — главное не забыть о стоимости ручного труда по их уборке. Красота стоит много денег, а результат проектирования управленца — это сводно-сметный расчет по всей инфраструктуре и ее обслуживанию, даже, если в будущем вы планируете нанимать подрядчиков на эту работу.
Первым действием по преображению парка искусств «Музеон» стала организация новой траектории движения при помощи деревянного настила из лиственницы. Он проходит по диагонали через всю территорию, от Садового кольца с Парком Горького, до вида на стрелку Болотного острова. Этот маршрут позволил перестать гулять лишь строем по квадратам и сразу вызвал массу интереса. Деревяшки, периодически приходится менять, но в массиве расходов на текущее содержание, получается не дорого. Зимой — чистим щеточкой, посыпаем песком, а летом — листики убираем.

Обязательно продумывать не только пешие, но и веломаршруты, отдельные с явным обозначением. Пока россияне не очень привыкли к наличию еще одного транспортного потока и наезды случаются достаточно часто. Поэтому хорошо к указателям добавлять маркировку прямо на покрытии: где велосипеды, где люди. Опять же и в случае несчастного случая все понятнее.

Поговорим о входах — главные, второстепенные, технические — нужно понимать, откуда сейчас входят посетители, откуда еще могли бы, как отделить от них заезд техники. В «Музеоне» выделена техническая зона, но максимум логистической нагрузки мы перенесли на внешние дороги. Наши входы не похожи на то, что обычно представляется при этом слове, поскольку мы сняли 2/3 заборов. Я очень переживала, услышав от архитекторов впервые это предложение, но доверилась. Нам было важно стать открытым пространством, хотя пришлось делать специальную систему видеонаблюдения (она заодно считает количество посетителей) и много другого придумывать с точки зрения обеспечения безопасности. И все же у нас обозначен вход как место скопления информации о парке: навигация, правила посещения. Последние важны, чтобы обезопасить в случае претензий со стороны посетителей. Вход — место проявления айдентики территории, которая в том или ином виде будет сопровождать посетителя и таким образом маркировать его местоположение. Ее также надо продумать еще на этапе концепции.

Поскольку в «Музеоне» мы работали с давно функционировавшим парком, то отдельной проработки потребовал вопрос сноса непрофильных строений, мешавших логике пребывания людей в пространстве и зонированию. Мы, снесли процентов 30: старые замшелые кафе, деревянные домики, странные декоративные вещи. Мне всегда жалко их, кажется, что раз построенное может пригодиться. Но я помнила, что вместо этого может родиться новое, важное для концепции. Поэтому, сносите, пожалуйста, то, что мешает взгляду или стоит на пути движения, то, что портит картинку. С капитальными сооружениями это делать сложнее, их лучше адаптировать — из любой котельной можно сделать образовательный центр, а у складского помещения не плохой потенциал превращения в оранжерею. Да, потребуется дополнительное проектирование и инвестиции, но это возможно. Я уже упоминала объекты наследия, которые обязательно реставрировать и дарить им новую жизнь.
Ну и главное достоинство парка — его зелень, дарящая нас кислородом и настроением. Чем больше газонов, тем лучше. Я предпочитаю рулонные — посевные дороже, их выращивание может занять 3–5 лет до полного укрепления. Первоочередной практической задачей парка искусств «Музеон» стало повышение посещаемости, и такую рекреационную нагрузку посевной газон не выдержал бы. С другой стороны, окупив первые вложения, можно вкладываться в более сложное благоустройство. Количество газонов влияет на зимнее функционирование парка. У нас гулять зимой по ним не удобно — их практически не чистят, сохраняя природный покров. Но иногда мы точечно устанавливаем временные строения, под отдельные мероприятия. Зимнее времяпрепровождения, отдельная тема, требующая своей инфраструктуры. В это время высок спрос именно на спорт: каток, различные сноубордические вещи, лыжные трассы, ледяные горки для детей. А рядом встает общепит, соответственно парк зарабатывает. Конечно, если заранее была продумана логика инженерного обеспечения, подводы электричества, водопровода и канализации. Говоря о летних видах спорта, вспоминаем большой теннис и настольный, футбол, баскетбол, чья площадка зимой может стать катком, скейтборд.
Планировщик должен соотносить прочность покрытия с планируемыми мероприятиями, включая, например, установку арт-объектов.
Расставляя различные павильоны, рестораны, культурные, образовательные, детские центры, стоит анализировать их местоположение с точки зрения эффективности прокладки коммуникаций. Они всегда дорогие и экономия в 200 метров стоит внимания. Я уже говорила, что итогом управленческого проекта становится бюджет, и хорошо бы его сразу оптимизировать. Впрочем кафе и рестораны приносят наибольший доход. Я никогда не призываю ставить общепит на каждом углу, важнее наличие двух типов формата: крупные кафе/рестораны от 150 до 300 кв.м. и маленькие точки на 10–15 кв.м. Желательно круглогодичные. И те и другие можно делать нестационарными. Большие летом можно увличивать за счет веранд. Маленькие наоборот лучше проектировать с возможностью трансформации или вывоза на время особых мероприятий. Главное — их логично расставить, чтобы посетитель получал ожидаемое в нужный момент, а оператор имел возможность окупиться. При этом питание должно быть разнообразным, экологичным, вкусным и доступным для всех групп целевой аудитории. Посетитель имеет право на выбор: фастфуд за 100 рублей, ресторанная еда за 1500 и все что угодно в этом диапазоне.

Если точка питания строится за счет бюджета парка, то он сдается в аренду по результатам рыночной оценки или аукциона в случае с государственным учреждением. Если же объект принадлежит оператору, то заключается договор о возможности ведения такой деятельности на территории. Концептуальная проработка подразумевает и архитектурные решения точек питания. Большие могут быть с индивидуальными проектами, а для мелких лучше разработать типовое решение, которое дополнит общий стиль вашего парка. Ярмарочная разношерстность, как правило, нехороша.

Любой объект в парке, должен быть грамотно обыгран, на что способны только профессионалы. Все знают, что есть деревья, кустарники, цветники, газоны, но только творец знает как их применить с умом. «Музеон» был первым, кто реализовал в столице цветники из луговых трав. Ими оформлена, в частности, Крымская набережная. Они придают легкости пространству и определенную дикость, удобны в уходе, не требуют ежегодных трат, поскольку состоят в основном из многолетников. Уже многие за нами повторили этот прием.
Многие сервисы, которые мы предоставляем посетители не фиксируют и это правильно. Для них безоговорочна безопасность нашего пространства и их не заботят условия охранников. Тем временем, мы должны обеспечить охранные посты. В «Музеоне» их 15 штук, их специально заказывали, перекрашивали в фирменный цвет, чтобы они не выделялись. Похожая история с туалетами. Для них еще важно правильно определить места большего и меньшего скопления людей, а также не забыть о транспортной доступности, чтобы машина со шлангом легко проехала. Мы используем мобильные сооружения, потому что они проще в воплощении и согласовании.

Информационные стенды — такая же услуга, позволяющая, в частности, избегать ненужного скопления посетителей вне специальных событий. На них должна быть представлена общая схема-карта с размещением основных объектов: общепит, туалеты, входные зоны и все учреждения. информационные стратегии. Про пространство нужно рассказывать. Человек пришел в парк, он не знает, что тут происходит. На входах можно раздавать листовки или ставить дополнительные интерактивные стенды и с историей места, и актуальной программой. Идеальное решение — установка информационного павильона на входе, чтобы консультировать посетителей. И сегодня уже хорошо помогает виртуальная реальность — специально созданные приложения для различных гаджетов ориентирующие на территории парка.
Логика размещения малых архитектурных форм напрямую связана с дорожно-тропиночной сетью, так мы можем определить какое их количество считать достаточным для каждой конкретной зоны. Не нужно вдоль извилистых дорожек ставить скамейки или урны, там люди идут и глазеют. Иначе мы относимся к аллеям, где люди хотят посидеть. Желательно делать МАФы индивидуальными совместно с архитекторами и художниками, это подчеркивает имидж и статус пространства. Часть этой же истории — освещение. Благодаря ему наша инфраструктура работает и «играет» в пространстве. Должны быть подсвечены основные аллеи, обязательно декоративная подсветка зданий, полезных или эффектных элементов среды, отдельных ландшафтных групп, входных зон.

Проект «Музеона» реализовывали в три этапа для того чтобы часть пространства всегда оставалась доступна людям, чтобы не мешать работе расположенных у нас институций. На первом этапе мы сделали новую деревянную тропу, о которой я уже говорила, и добавили одно сооружение — образовательный центр «Школа». Он камерный, хорошо подходит для лекций и дискуссий, такого масштаба там не хватало, и пространство моментально заработало. Не было еще новых газонов, дорог и т.п. Впрочем, было и второе важное сооружение — новый вернисаж. Многие годы вокруг ЦДХ собирались художники и торговали своими работами, сообщество около 1000 человек. Они вывешивали свои произведения на жуткие металлические конструкции, которые сами и соорудили. Нам пришлось провести целое переселение народа, не без конфликтных ситуаций, но удалось и их условия улучшить, и новую визуальную концепцию парка соблюсти.
Стратегия управления
Управленческие модели бывают очень разные. Я сторонник оптимизации трудовых ресурсов: чем меньше людей, тем лучше, если они квалифицированы. Я разделяю команду капитального ремонта, реставрации, реконструкции и занимающихся текущим содержанием, благоустройством. Второе может быть отдано внешнему подрядчику, иначе необходим большой штат уборщиков и другого персонала: электриков, сантехников. Сейчас существует много управляющих компаний, работающих «под ключ», но, я, например, считаю важным, наличие собственного отдела ландшафтной архитектуры и озеленения, поскольку с растениями лучше работать из месяца в месяц, из года в год, наблюдая, понимая особенности, воссоздавая удачные решения. Для этого необходимы свои глаза и руки хотя бы в небольшом количестве. А вот работы по прополке можно отдавать внешней компании, уборку дорог, мусорок, туалетов. Отделы по организации специальных проектов и мероприятий я также делю на несколько видов. Один занимается образовательной деятельностью, другой — концертной, третий — выставками. В этих людей важно вкладываться, поскольку от их достижений зависит имидж мероприятия. Коммерческий отдел работает со спонсорами, с партнерами, обеспечивает возможность проведения на площадках парка различных коммерческих мероприятий. То есть отвечает за монетизацию, за выход на тот уровень доходности, который позволит быть автономными в рамках повседневных потребностей. Такое возможно, обычно уходит года 3 интенсивной работы. После чего поддержка требуется уже на большие проекты. Также в ответственности коммерческого отдела — общественное питание. В целом, если не раздувать команду то формируется костяк, что упрощает коммуникацию и контроль. Заодно получаем оптимизацию фонда оплаты труда.
Открытые лекции в рамках воркшопа "Весенний МАРШ 2017".
+7 495 640 80 15
Россия, Москва Н.Сыромятническая, 10 с2