Будучи открытыми пространствами, парки могут лучше многих выполнять коммуникационную миссию, быть площадкой встречи близлежащих культурных центров, общественных и образовательных институций. Если по соседству проходит какой-нибудь форум или выставка — парк может стать точкой взаимодействия и общих проектов. Такой подход, в том числе, служит инструментом экономической оптимизации: у них деньги — у вас площадка, у вас тема — у них эксперт и т.д. Это требует анализа не только территориального, но и ресурсного. Так у «Музеона» есть сосед-гигант Парк Горького, но у них нет музейного фонда. Совсем рядом от нас расположена живая активная культурная площадка института «Стрелка», но у них территория ограничена. Я буду настаивать на том, что любое открытое пространство — это культурный проект, а не только «зеленка». В парке я могу сделать культуру доступной: без очередей и с внятной подачей.
Залог реализации миссии — четкое описание целевой аудитории. При этом для открытых пространств, в большинстве случаев, она коротко описывается словом «все». Поэтому важно определиться с расшифровкой, распределением посетителей по группам с разными характеристиками и потребностями, чтобы положить это в основу стратегии взаимодействия с каждой из них, от характера мероприятий до способов перемещения. Так станут понятны и принципы зонирования пространства. В «Музеоне» кроме классических социальных групп: дети, пенсионеры, внутренние туристы, иностранные туристы и т.д. мы выделяли, например, художников, творческих людей и жителей города, желающих приобщиться к творческой жизни. Так тут сложилось еще до нас, тут и «Центральный дом художника», и Третьяковка, и памятник культуры — дом Третьякова; и Художественный лицей Сурикова, и сама экспозиция из более 500 скульптур. Даже думали сделать резиденции для художников, но пока не сложилось.
Хотелось бы отдельно рассказать про молодежь. Она подразделятся по возрастам: те кому 14–17 лет отличаются от молодежи 20–35 лет по потребностям. Вместе же эта аудитория — главный наш критик. Попадая в общественное пространство, она моментально начинает экспериментировать со способами его использования, она — в постоянном поиске занятия. Там внутри много разных тусовок: кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах, кто-то читает, кто-то занимается какой-то художественной деятельностью, кто-то спортом. Молодежь ценна благодаря своей активности, кроме того она опосредовано обеспечивает помощь в пиаре и создании имиджа пространства. Они — активные пользователи электронных медиа и гаджетов, они — «сарафанное» радио с огромной аудиторией.
Иначе работает взаимодействие с детской аудиторией. Нужны игровые площадки, постоянно обновляющиеся мероприятия и систематические занятия (кружки, образовательные центры, если мы про строительство каких-то объектов говорим) — все для развития ребенка, в помощь родителям. В парке Горького, например, работает «Зеленая школа», где можно оставить ребенка на преподавателей, и пойти спокойно погулять. Семьи хорошо привлекать к повседневной жизни парка вроде субботников, чтобы сохранять постоянство связей. Полезно выстраивать совместную работу с Департаментом образования, и через него со школами и детскими садами. Это позволяет привлекать аудиторию, которую будут приводить не родители, а учителя, если составить план мероприятий, отвечающий школьной программе. Завязать все, что есть на территории, с уроками: по биологии, истории, литературе и т.д. Так, памятники «Музеона» позволяют рассказывать про поэтов, про художников, про скульпторов, это очень интересно.