Невозможно отвлекаться на все, у концепции есть цель — ее достижение должно стоять во главе угла, конечно, если не выяснится, что задумка никуда не годится. Не стоит думать, что это утверждение отсекает возможность изменений, в план реализации должна быть заложена определенная гибкость, поскольку локальный контекст изменчив.
Приведу два примера культурного планирования территорий, где не было как таковых местных жителей, две соседствующие промзоны, ставшие креативными кластерами:
Винзавод и
Артплей. В их случае интересно посмотреть как вовлеченные участники и резиденты оказывают влияние на реализацию задуманного. Винзавод в этом году отмечает десятилетие — это первый пример масштабной культурной регенерации заводских территорий. Все что они не делали в начале, казалось революционным, по отношению к сложившемуся порядку. Они собрали в одной точке все главные на тот момент галереи современного искусства, чуть позже открыли собственную галерею для поддержки молодых за счет выставок, у них появился ежемесячный вечер вернисажей, к которому большинство галерей меняют экспозицию. Их участие в общегородских мероприятиях несколько раз заканчивалось закрытием ворот из-за переизбытка посетителей. И вот они продолжают делать все это, и никто так и не повторил именно их решений, но востребованность Винзавода незаметно сошла на нет. Наша гипотеза (а мы сейчас по их заказу исследуем эту проблему) строится на предположении о недостаточной четкости и детальности идейной базы. Потому что, с одной стороны, Винзавод постулирует именно культурные ценности, а, с другой — не будучи музеем, они не занимаются собственной коллекцией, программой, и аудиторией. Вместо этого там соединяются очень разные резиденты, кто-то из них больше про бизнес, другие про искусство, третьи и про то, и про другое. В итоге Винзавод самостоятельно работает с темой популяризации современного искусства, а резиденты скорее заинтересованы в покупателях, а не в тех, кто приходит за эдьютейментом. Сейчас мы исследуем возможные векторы перепридумывания этого механизма, чтобы важные и уже существующие части не оказывались выключенными.
Принципиально с иными намерениями создавался соседний Artplay. Никакой меценатской деятельности в перераспределении доходов от сдачи помещений в аренду — нормальный девелоперский проект с понятным тематическим ограничением. Подавляющее большинство резидентов так или иначе работают в сфере дизайна и архитектуры: магазины, бюро, образовательные учреждения. Как ни странно этот утилитарный посыл в итоге позволил оформить весьма приятное пространство со смузи, и благотворительными магазинами, а не только мебельщиками и плиточниками. Осенью там появился маленький дом быта, а это уже говорит о том, что территория стала городской. И работает она, в том числе, как культурная площадка просто в силу повышенного разнообразия арендаторов, которые сами же и производят атмосферу места, пока владелец продолжает заниматься бизнесом. Мою позицию в отношении культуры можно назвать левой. Я считаю, что мало что может быть важнее просвещения и работы с социальным капиталом, но даже если вы поставили себе другие цели, важно помнить, что их должно измерять. Сейчас весьма интересно, чем обернется заход Артплея с аналогичной концепцией на территорию Санкт-Петербурга.