Именно поэтому лампы накаливания воспринимаются нами лучше, чем разрядные лампы или светодиоды. Белый светодиод, к примеру, на самом деле синий, который сверху покрыт люминофором. Простой довольно прибор, спектроанализатор, показывает, насколько узкий и ограниченный спектр у светодиода в сравнении с лампой накаливания.
Другой миф — светодиоды не выделяют тепла. На самом деле выделяют и сгорают при неэффективном охлаждении. Считается, что светодиоды в десять раз энергоэффективней любых других источников света — они действительно эффективнее, но ненамного. Если заменить вашу лампу накаливания на светодиодную, через десять лет вы окупите вложение, но свет в вашем доме будет существенно хуже. Несколько лет назад во Франции было запрещено светодиодное освещение в детских дошкольных и школьных учреждениях, именно из-за синего спектрального пика, который может быть опасен для зрения. Сглаживание этого пика зависит в том числе от качества прибора, и при использовании светодиодов важна независимая техническая экспертиза.
Конечно, это эффектно. Когда я в 2002-м году впервые увидел прибор "Color Kinetics" на выставке в Франкфурте, на меня он произвел колоссальное впечатление. Свободное управление светом позволяет творить чудеса. Под впечатлением от открывающихся возможностей я написал статью «Новые краски для московского скайлайна».И когда начали RGB подсветку начали массированно внедрять как универсальное средство для городской световой архитектуры, проекты архитектурной подсветки начали напоминать радужные флаги ЛГБТ сообщества. Это было похоже на эпидемию, такой сверкающий и переливающийся светодизайн множился по всему миру. Как правило все это еще неправильно работало, моргало, управлялось по протоколу DMX-512, который монтажники не в состоянии были настроить.
Сейчас, слава богу, эта волна пошла на спад. Тем не менее, чиновникам очень нравится идея, что мы можем сделать сегодня Тверскую сиреневой, Ленинский проспект розовым, а проспект Мира зеленым, а завтра все наоборот. По национальным праздникам менять цвет целыми улицами, сделать световую волну, которая идти с дома на дом и при этом менять цвет. Сейчас мы делаем освещение павильонов выставки ЭКСПО 2017 в Казахстане. Там есть мощнейший цветовой акцент в центре, 80-и метровый сферический медиафасад, который мы создаем. Чтобы сбалансировать этот акцент, мы предложили архитектурное освещение павильонов вокруг сделать более сдержанным. Но комиссия решила, конечно, что будет все RGB. Остается только надеяться на разработчиков контента, потому что все зависит от того, в чьих руках этот инструмент. Если город уделяет достаточное внимание проблематике контента, то это может быть и неплохо.