С большей частью рассказанного выше можно справится интуитивно, поставив себя на место слушателя, вспомнив свой личный опыт. Не так все просто с поведением на сцене. Даже у самого натренированного публичного спикера включается то бессознательное, которое в дикие древние времена уяснило, что нахождение в одиночку напротив толпы опасно. Многие слышали классические рекомендации про то, что «не надо скрещивать руки, а то люди решат, что ты слишком насупленный» или «не надо размахивать руками, потому что ты покажешься нервным». В действительности, комфорт спикера важнее этих символических трактовок. Если он не выспался, а опора на скрещенные руки позволяет ему говорить внятно, быть собранным, то все получится.
Переходим от тела к речи. Прозвучу слишком дидактично, и все же — её надо тренировать. Важно, чтобы в рассказе было много разных слов. Лично я много лет обнаруживала слова, которые мне нравятся в произнесении, начинала ими на какое-то время злоупотреблять, чтобы они вошли в активный словарь. И сейчас продолжаю этим заниматься. Ощущение же структурности этому разнообразию задает краткость фраз, использование причастных и деепричастных оборотов, которые дают понимание о том, что чему подчинено. Не забываем и про регуляцию звука и интонаций. Мы видим в театре, что человеческий голос может объять по-настоящему большие залы без всякого крика. Достаточно лишь вообразить, что вы голос отправили далеко. Кстати, отказ от микрофона помогает вспомнить о присутствии не просто зала, но его дальних рядов. Отправляя туда голос, вы встретитесь глазами с людьми на галерке и поддержите таким образом контакт.
Как и у актеров у нас есть на сцене презентанционный реквизит. Я подхожу к экрану и вожу руками, поскольку он плазменный и лазерная указка на нем не будет работать. А вот если бы показ шел через проектор, мне наоборот надо было бы внимательно отнестись к границам луча, чтобы не влезать в него. Есть всякие истории про нелепые тени от спикера, кроме того проектор банально слепит, сбивая с толку. Пространство зала, его устройство сильно сказывается на поведении выступающего. Поэтому его надо брать под контроль, не рассчитывая на организаторов. Иначе там, где вам будет важно пройти окажется куча столов, и внезапно включится природный страх западни. Организация зрительской части тоже имеет значение. Обычно тренеры рекомендуют делить слушателей на 9 квадратов: три вдоль сцены и три вглубь, но если в зале в центре проход, то ничего не получится. Лично мне проще поворачиваться влево-вправо — меньше шансов зацепиться с кем-то взглядом и начать рассказывать все одному человеку. В нашем зале в центре проход есть, а по бокам садится не везде удобно. Такая ситуация гарантирует скопление опоздавших в дальней части. Ведь первые займут места в центре, чтобы удобнее было на экран смотреть, а остальные станут стесняться во время выступления идти по центральной оси и поднимать людей.
Не забываем и про менее габаритный реквизит: микрофон, переключатель слайдов, записи, макет. Того с чем мы взаимодействуем руками много, а их — всего две. Хорошо бы держать в голове сценарий этого жонглирования, а бумаги, чтобы никто не заметил трясущиеся руки, класть на жесткую поверхность. Отдельное замечание про взаимодействие с микрофоном. В большинстве случаев он забирает звук только с верхушки, соответственно верхушкой мы его и обращаем ко рту, и никуда не уводим при жестикуляции, они должны приклеиться друг к другу. Этому, как правило, мешает нежелание отрывать локоть от ребер — надо побороть.