По истине исследовательским стала работа, заказанная фондом «
Айрис» (основательница Даша Жукова). Есть в Санкт-Петербурге треугольный искусственный
остров Новая Голландия, созданный для нужд морских военных в XVIII веке. Тогда была предложена инновационная система хранения мачтового леса по вертикали. Это прекрасный памятник русского классицизма, склады спроектированы Саввой Чевакинским, знаменитая арка Валлен-Деламота, бассейн в центре с регулируемым уровнем воды для испытания судов, цилиндрическое здание гауптвахты, кузня… В советское время там располагалась воинская часть, которая заметно подпортила все это, а при отъезде в начале 2000-х вынесли даже брусчатку, которой было замощено внутреннее пространство.
Уже в этом десятилетии остров был передан Фонду для организации там центра современной культуры. Чтобы понять, что делать с этим пространством, 8 известных архитекторов были приглашены для участия в своеобразном конкурсе-консультации. Нас попросили сделать предположения о потенциале развития пространства острова в качестве центра современной культуры, самостоятельно придумав функциональную программу. Среди приглашенных оказался голландец Рэм Колхаас, британец Дэвид Чипперфильд. Список включал и две российские команды: «Студию 44» петербуржанина Никиты Явейна и меня с Георгием Солоповым.
Мы вдохновлялись очень разными явлениями, связанными с историей города, его жизнью, а также деятельностью фонда-заказчика. Так, подумав о краткости теплого сезона в Северной столице, мы решили выбрать достаточно сумрачную манеру подачи проекта, отказались от стандартных рендеров, которые буквально любую точку планеты превращают в пляж с ярким солнцем, голубым небом и шезлонгами, и обратились к графике гравюр Остроумовой-Лебедевой. Мы вспомнили об удивительных бревенчатых конструкциях, которые Монферран спроектировал в свое время для установки Александровской колонны на Дворцовой площади. Одновременно архаичные и высокотехнологичные для своего времени они позволили поднять 40-метровую каменную глыбу. К тому же мы абсолютно случайно нашли фотографию Крюкова канала одной из границ острова, на которой он запечатлен до облицовки гранитом, и увидели, что в основе конструкции — частокол свай. Нам показался этот образ достаточно неожиданным, настолько мы все привыкли к каменности этого города. Еще один инновационный прототип нашего предложения — Бахметьевский гараж Константина Мельникова и Владимира Шухова, расположенный в Москве. Там где в тот момент действовал цск «Гараж», того же самого фонда. Казалась интересной идея переноса этой ситуации в Петербург. Ну и последнее — во время работы над проектом я прослушал довольно много русской классицистической музыки, в соответствии со стилем объекта. Должен признаться: это ужасно скучно. Зато в процессе попалась нотная запись произведения «Ах, по мосту, по мосту», выразительная не в звуке, а именно в отображении на листе.