Архитектурные ошибки

Окт. 2018

Об истории проекта МЕСТО и других программ для подростков: «Нет такой вещи, которую не могла бы сделать тринадцатилетняя девочка»
Ольга Рокаль
Ольга Рокаль — московский архитектор, соучредитель и партнер в творческом объединение УТРО, соучредитель и куратор открытого образовательного проекта МЕСТО. Закончила Государственный Университет по Землеустройству, работала ведущим архитектором и куратором интернатуры в бюро WOWHAUS.

Сфера профессиональных интересов — архитектура, образование, городские исследования, работа с детьми. Работая в бюро WOWHAUS, принимала участие в проектировании Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (2010), павильонов и прочих объектов в парке Горького (2012), спроектировала детскую площадку в саду Баумана (2012), и летний кинотеатр в парке «Фили» (2014). В настоящее время курирует образовательные и творческие проекты для детей и подростков.

Об истории проекта МЕСТО и других программ для подростков: «Нет такой вещи, которую не могла бы сделать тринадцатилетняя девочка»
С чего все началось: проект «Знаешь, где живешь?!»

В рамках открытого образовательного проекта «Место» мы вместе с подростками занимаемся городскими исследованиями, проектируем, экспериментируем с DIY и тактическим урбанизмом. Мы даем детям инструменты и понимание возможностей, чтобы сделать город своим.

Все началось в 2013 году с прекрасного проекта, который придумал Георгий Никич — «Знаешь, где живешь?!». Мы приходили с этим проектом в районные школы. Дети рассказывали друг другу и нам небольшие истории о районе, их собственные и их семей, и из этих историй мы выявляли гений места, и делали на этой основе объект.
«Привет, ты в Бутове!», 2014
В Северном Бутове, которое модерировала я, у нас получилась семипалая рука с хвостом, которая говорила «Привет, ты в Бутове!». Потому что дети считали, что району очень недостает достопримечательности и места, где бы их могли подождать родители. Спустя год это место они называли своим штабом и загсом.

После этого прекрасного опыта я выявила четыре тезиса:

  1. Детям интересно участвовать во всем, особенно когда они знают, что результат увидят все. В Бутове каждый из детей придумал историю, как появилась наша рука, и одна девочка написала, что она была под землей, но однажды утром появилась, и ее стало видно «изо всюду». Мне очень понравилось слово «изо всюду». Когда мы только начали этот проект, в нем участвовало около девяти детей. Но, по мере того как в школе появлялись части инсталляции, начинали подтягиваться другие школьники, друзья со двора, и все захотели стать соавторами.
  2. Заранее неизвестный результат всегда будет интереснее, чем то, что мы можем предложить детям. У взрослых есть недоверие к творческим способностям детей. Всякий раз, когда мы приходим куда-то проводить воркшоп или мастер-класс с подростками, руководители нам предлагают: «давайте сделаем какие-нибудь большие буквы, или большие гнезда, или скворечники». И когда мы отвечаем, что мы не авторы, а просто модераторы, что не знаем результата, но можем примерно помочь с технологиями и стройматериалами, это всегда всех обескураживает. А результат всегда получается невероятный.
  3. Сделанное детьми воспринимается окружающими более лояльно, чем сделанное руками взрослых. После монтажа замечательной руки в Бутове я сказала одному из отцов, который нам помогал — «Это же прекрасно, просто берлинский урбан-арт, современное искусство», и он ответил — «А что, прикольно». Если бы эту вещь сделал какой-нибудь художник, было бы две реакции: «Деньги пилят!» или «Что он покурил?». А объекты искусства, сделанные детьми, воспринимаются с улыбкой, умилением, и, в общем, пониманием.
«Забери с собой кусочек района»

Спустя два года после проекта «Знаешь, где живешь?!» к нам поступил заказ от дирекции Дома Культуры «Стимул». Этот ДК расположен на задворках Микояновского комбината, и у них прекрасный двор. Надо было придумать, как этот двор можно использовать. Мы провели воркшоп с молодыми архитекторами и социологами, и разработали программу. С социологическими и антропологическими исследованиями нам помогли коллеги из «КБ 23». В основу эстетического решения лег анализ морфологии района, местных деталей. К сожалению, проблемы с финансированием помешали реализации проекта.
«Двор Культуры» Стимул, 2016
Спустя год мы вернулись в этот проект в рамках Московского урбанистического форума с воркшопом «Забери с собой кусочек района!». На основе нашего исследования морфологии мы с теми же участниками разработали небольшие предметы для дома, которые можно было отлить из гипса, и устроили во дворе ДК мастер-класс. Местные жители, родители с детьми, приходили туда, и отливали себе эти смешные кубики, плиточки, пепельницы. В общем, у каждого появился такой кусочек района.
«Забери с собой кусочек района», 2017
Субъективные исследования

На основе нашей программы мы делаем с детьми много разных странных, как мы называем, субъективных исследований. Делаем всевозможные карты, к примеру, карту тактильных ощущений парка Музеон или «Чем заняться в районе Новокосино», исследования морфологии, постеры, к примеру «Типичный дом на Патриках».
Слева-направо: карты парка Музеон, района Новокосино, постер «Патрики»
Городские интервенции

Важнейший инструмент для освоения и присвоения города — это тактический урбанизм, городские интервенции. В 2016 году наши дети за пару дней украсили загородную базу Высшей школы экономики в Вороново. Очень переживала эксплуатирующая организация «Вышки», но, по-моему, смирилась.
Городская интервенция в Вороново, 2016
Есть всем знакомая практика тактического урбанизма, которая по-английски имеет название сhairbombing. Когда люди используют всевозможные стулья, кресла, лавки для создания DIY общественных пространств. В этом году мы вместе с детьми провели «Стулизацию» территории завода «Кристалл». Сначала резиденты завода помогли нам отметить точки, в которых недостает мест для посиделок, потом дети собрали стулья из фанерных деталей, покрасили, «забомбили» им территорию и отметили на карте. Потом в течение месяца мы наблюдали, перемещались ли стулья. В основном, мы везде были правы в выборе места.
Стилизация на «Кристалле», 2018
«Место: Емар»

Самым большим и успешным нашим проектом был совместный с компанией «Иннопрактика» и школой МГУ проект Место: Емар. В нем мы смогли пройти все три запланированных в программе этапа: исследование, проектирование, стройку.

Емар — это бухта в Приморском крае, в 15 км от Владивостока, где располагается всесоюзный детский центр «Океан». Это такой приморский «Артек». В рамках нашего проекта, в двухнедельном проектном лагере, мы курировали лабораторию городского дизайна. Было 32 участника-подростка от 13 до 15 лет со всей России, больше половины из Владивостока и Приморского края. Двадцать четыре из них — девочки.
Емар. ВДЦ «Океан»
Все дети были разделены на три группы, которые занимались независимыми исследованиями: антропологи, социологи, экономисты. Исходя из их исследований, мы придумали довольно интересный список проектных заданий. Интересно, что дети держали фокус своей экспертизы — антропологи часто спорили с экономистами, потому что у них были совершенно разные мнения и рецепты решения проблем.

На этапе проекта мы вновь разделили всех на три проектные команды, на каждый участок. Все дети, которые пришли к нам на лабораторию, думали, что мы сделаем макет и разойдемся. Никто не ожидал, что все закончится стройкой.
Емар 2016. Проект
Рядом с лагерем есть огромная хозтерритория, где лежали старые декорации, какие-то станки. Мы все использовали для строительства.



Емар 2016. Нет ничего, что не могла бы построить 13-летняя девочка
Мы поняли, что нет ничего, что не могла бы построить 13-летняя девочка, если у нее в руках есть шуруповерт. Ребята не только разрабатывали объекты, но и технологические решения, и фирменный стиль.

В итоге на первом участке, на площади у магазина, мы сделали декоративную стенку. Продукты в этом единственном поселковом магазине плохого качества, но с утра на этой площадке люди организовывали стихийный рынок, и торговали продуктами лучшего качества по более адекватной цене. Днем эту стенку можно было использовать как прилавок. А по вечерам там тусовались местные дети, и стенку использовали для объявлений и очень милых граффити с сердечками, надписями «любовь», «дружба». Потом было очень много инстаграм-фотографий с этим местом.
Емар 2016. Локация#1 — Магазин
Рядом ребята установили большую лавку, которую девушка-автор назвала ее лавочным кубом. Это было единственное место, где ты мог подождать, пока откроется почта, банк, и обменяться новостями.

На участке с родником ребята покрасили коллектор в желтый цвет и установили простую ступенчатую лавочку, а потом покрыли все это своей фирменной графикой. Еще они сделали смешные кубы, чтобы там можно было лазить, и мостки, потому что путь к роднику подтоплялся. Там и до нашей интервенции тусовались дети из школы, а так им стало веселее.
Емар 2016. Локация#3 — Родник
И на участке на холме ребята построили самый поэтичный объект –криволинейную лавку, с одного конца которой видна бухта Три Поросенка, с другого — бухта Емар. Мы называли ее про себя скелетом Левиафана.
Емар 2016. Локация#3 — Холм
И еще мы там повесили несколько качелей. Это, наверное, рай на земле: ты качаешься с видом на океан.
Публикация участницы, автора «лавочного куба» Вконтакте.
Я никогда не забуду, как девочка Света из-под Читы, которая была автором криволинейной лавки, в какой-то момент позвонила маме и сказала — «Мама, я теперь все могу!».
- куратор: Наталья Фишман
- модератор: Екатерина Гольдберг
- организаторы: Фонд «Институт развития городов республики Татарстан» МАРШ лаб

Семинары и открытые лекции на тему "Социальность и архитектура" в рамках воркшопа "Весенний МАРШ 2018"

Что мы понимаем сегодня под словом «социальность», как общество и государство формулирует задачи и проблемы социального, как это отражается на архитектуре — новые потребности и старые формы Участники – профессионалы разных специальностей (архитекторы, социологи, социальные работники, педагоги, философы, культурологи), участники воркшопа, представители ДК и молодежных центров
+7 495 640 80 15
Россия, Москва Н.Сыромятническая, 10 с2