Увы, средовые интервенции без вовлечения жителей скорее провоцируют стремление улетать куда-то дальше. Они раскрывают горизонты, но принципиально ничего не меняют в городе. Как было двадцать лет назад, завод и город, так и остается. Там не становится больше интересных мест для применения себя, мест для учёбы, образования.
Но мы живем в 21 веке, можно сидеть в Выксе и работать в разных местах.
Представим себе, что такая возможность есть. Завод решился вложиться в самую высокую вышку на территории средней России, которая обеспечивает бесплатный широкополосный интернет, маленький домашний аэропорт построил и метро проложил до Новгорода. И что, вы думаете, что-нибудь изменится? Только быстрее все сбегут, потому что будет больше информации, куда можно свалить. Вот в этом проблема.
Сейчас борются две точки зрения. Одни говорят — давайте сохранять малые города, другие предлагают вкладываться в агломерации. Дескать, зачем поддерживать вымирающую глубинку, надо сосредотачиваться на крупнейших городах-миллионниках, как это естественным образом происходит.
Я так как раз не считаю. Если бы Выксунский комбинат сосредоточился на том, чтобы искать для людей альтернативные возможности для приложения усилий, это было бы гораздо более точно, чем делать на своей стене
самое большое граффити в России.
Но граффити меняет восприятие завода. Человеку, который идет на работу на предприятие и видит эту роспись, — ему становится веселее, возможно, уже не так хочется уехать.
С этим сложно спорить, правда я сомневаюсь, что человек, который идет работать на этот завод, воспринимает это так же как вы. Это раз. На этом заводе в течение ста лет стоит Шуховская башня, она просто стоит и умирает, никому не нужная. Так же, как и сами прекрасные цеха начала двадцатого века. Безусловно, художественные вторжения меняют жизнь людей к лучшему: вот была грязная ободранная стена, а вот уже на ней прекрасное граффити. Конечно, это здорово, кто же спорит. Или стоит, допустим, в парке замечательный деревянный конь, пока его не сожгли. А вот в первый год фестиваля какую-то скульптуру там сожгли. И на это можно возразить — а вот теперь не жгут, потому что понимают, что это ценно и хорошо. Да, безусловно. Ну и что дальше? Поэтому, с моей точки зрения, точно поставленная лавка, или в нужном поставленный фонарь — они нужнее, чем просто скульптура или картина.
Когда ты ставишь скульптуру, это формирует изменение локального участка среды. Раньше здесь трава была вытоптана и собачье дерьмо, а теперь стоит статуя. И теперь уже неудобно гадить, и люди фотографируются вокруг. Это непрактичная вещь, все равно это вещь, на которую ты можешь только смотреть. И если ты рядом не поставил скамейку и фонарь, чтобы осветить эту площадку, то пространство вокруг этой скульптуры останется местом, где выгуливают собачек. Я, специально огрубляя, противопоставляю искусство функциональному дизайну потому, что у дизайна есть четко определенная причинно-следственная связь. Я поставил скамейку — значит могу сесть и отдохнуть. Если я поставил фонарь — под ним меньше будут грабить и гадить. Будет хотя бы видно, где собачье дерьмо лежит…
И будут больше гулять люди.
Секунду! Вы упускаете одну важную вещь. Если будет видно где лежит дерьмо — его хотя бы уберут. А потом уже, может быть, будут гулять люди. Уборка это самое важное. Потому что, если ты поставишь среди мусора скульптуру — она не изменит ситуацию вокруг. Сначала нужно убраться.
Это как раз про вовлечение жителей. Они не должны просто смотреть на сотворенное приезжими из центра, они должны участвовать в уборке.
Никто не любит этим заниматься.
Все любят заниматься уборкой внутри своей квартиры. Внутри своего подъезда — может быть…
Вы заблуждаетесь. Внутри своего подъезда уже нет (смеется).
Это следующая ступень. Следующая ступень — вывести их во двор, чтобы они и его воспринимали как свою собственность.
Вот Выксе из года в год делаются такие попытки. Анна Щетинина этим занималась,
Центр Прикладной Урбанистики, еще кто-то. И конечно, вода камень точит. Сама по себе идея работы над устройством двора вместе с жителями приводит к результату. Я полагаю, что в этом году программа там не будет вызывать таких жестких дискуссий и противоречий, вопросов зачем это нужно, как это было три года назад. Это принцип туалетной бумаги. Вы не застали это время, а я очень хорошо помню, когда в общественных туалетах туалетной бумаги не было. Потом она стала появляться, и как только она появлялась, ее кто-то обязательно утаскивал. Она исчезала. Единственный способ решить эту проблему, и другого нет — это продолжать класть туалетную бумагу. И в какой-то момент она перестает исчезать.
В какой-то момент в таких пространствах как Парк Горького или Новая Голландия стало можно ставить мебель, которую перестали таскать, ломать, портить.
Совершенно верно. Вот, возвращаясь к Татарстану, там абсолютно прогрессорский способ приведения людей к культуре коммунального быта, но это же работает. Их опыт доказывает, что это работает. Опыт Татарстана очень интересный. Они шли по целине, методом проб и ошибок. Сначала привлекали каких-то великих людей. Потом перестали их привлекать, стали делать все сами, и оказалось, что результат точно такой же. Можно никого не привлекать, если ты понимаешь методику проведения мероприятий и представляешь базово необходимый объем приемов и оборудования. Это все не требует каких-то ах!-решений.
Важный момент, о котором вы упомянули — что люди не любят учиться. Бывают сообщества соседей, которые иногда встречаются, пьют чай или глинтвейн во дворе, и они хотят как-то менять свою среду обитания к лучшему, но не знают, как. И когда люди приходят и показывают минимальный набор умений — как работать с пространством, как выстроить дорожную карту, взаимодействовать с управой, чтобы что-то сделать — то многие люди с радостью и удовольствием этому учатся. Я теоретизирую.
Это не теоретический, это абсолютно практический вопрос. Во многих дворах люди действительно вовлекаются в процесс обустройства, чтобы не допустить разбазаривания средств или делания чего-то ненужного. Но нет информации о том, что возможно, а что невозможно.