Новая жизнь для московского монорельса

Окт. 2018

Wowhaus — концепция ревитализации московской монорельсовой транспортной системы
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Ведущий архитектор проекта:
Анастасия Измакова
Авторский коллектив:
Янина Смагина, Жанна Галут, Федор Наумов, Константин Андреев, Татьяна Черномашенцева, Дарья Голубева, Софья Естрина, Екатерина Аникина.
Консультанты:
Максим Любавин (КБ23), Константин Паливода (КБ23), Илья Петрасов (АО «ВДНХ»), Денис Ромодин (Музей «Пресня»), Александра Боярская (Nike), Дмитрий Степчков (ГУП «МосгортрансНИИпроект"), Владимир Муравьев (Монорельсовая транспортная система), Вадим Кохтев (АО «Альфа-Банк»).
Анастасия Измакова
Анастасия Измакова — с 2011 года ведущий архитектор московского бюро WOWHAUS, преподаватель архитектурной школы МАРШ на курсе «Проектирование общественных пространств — 2018». Закончила Московский Архитектурный Институт, прошла стажировку в архитектурной школе Paris Val-de-Seine, работала ведущим архитектором в архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Сфера профессиональных интересов Анастасии — взаимодействие горожан и средовой архитектуры. Проектирует общественные и фестивальные объекты разного предназначения — экспозиционные, спортивные, образовательные и досуговые.

Среди проектов, в которых принимала участие — павильоны «Спорт» и «центрального катка» в Парке Горького (2012), городская ферма на ВДНХ (2015), инфоцентр для Московского зоопарка (2016), проекты входных групп для усадьбы Архангельское и нового спортивного центра в Парке Горького (2017), объекты для фестиваля фейерверков в Братеевском парке (2017).
Проблема монорельса и возможные решения

Московский монорельс — около 5 километров пути, построенные в 2004 году, то есть совсем недавно. Эти небольшие 5 километров очень дорого стоили московскому правительству, и нам, москвичам.
Почему монорельс — дорогой транспорт? Это уникальный проект, разработанный специально для Москвы, в котором множество технических ошибок. Создатели предполагали масштабировать и продавать этот вид транспорта, но его никто не хочет покупать, поскольку из-за ошибок он нерентабелен. Бюро, которое его проектировало, закрылось. Теперь любую деталь для монорельса нужно заказывать специально. Сегодня осталось всего три поезда, которые работают. Остальные поезда разобраны на детали для обслуживания.

Современная российская система государственного заказа устроена так, что на любую деталь надо проводить тендер. Тендер часто выигрывают организации, которые никогда раньше этим не занимались, детали производят люди без опыта и наработок. Получается брак. Поезда постоянно простаивают, хотя направление востребовано.

Монорельс связывает Тимирязевский район и ВДНХ. Я живу в Тимирязевском, и два года почти каждый день ездила на авторский надзор на ВДНХ, где строила городскую ферму. Мне очень нравится этот вид транспорта, для меня он удобен. Но также я понимаю, что он абсолютно бесперспективен. Транспортная связь между районами сохранится. Монорельс в большей его части дублирован трамваем. Департамент транспорта города собирается продолжить эту трамвайную линию и соединить с другой линией в Тимирязевском районе.

Строить монорельс было ошибкой. Но он построен, на него потрачены деньги. Сейчас в планах города снести большую часть монорельса, почти 5 км пути, 6 станций и депо. Команда WOWHAUS предлагает альтернативный вариант. Мы не считали бюджет, не ставили себе какие-то ограничения. Это только наша работа мысли.

Первое, что приходит на ум — парк High Line в Нью-Йорке. Но полностью перенести этот опыт на нашу площадку невозможно. Вокруг очень много существующих парков хорошего уровня. Это ВДНХ с большим разнообразием рекреационных предложений, очень красивый исторический парк «Останкино», Тимирязевский лес. Есть все типы парковых рекреаций.
Мы с нашей рабочей группой выдвинули два предположения, во что можно превратить инфраструктуру монорельса. Первое — в непрерывный спортивный путь, вело-и беговой маршрут. Этот маршрут там востребован, так как он два раза пересекает железнодорожные пути, и много раз автомобильные дороги. Вторая идея в контексте прилегающих парков. Тимирязевская Академия делает и продает опытные образцы растений, часть ВДНХ — это тоже выставка сельского хозяйства. Линию монорельса можно превратить в аграрный линейный парк.
Анализ ситуации

После формулирования гипотез их надо проверить на жизнеспособность. С пользователями в городском масштабе нам все понятно. Эти люди придут, если мы устроим из линии аттракцион.
Эти люди будут приезжать и использовать объект в выходные дни и праздники, в меньшей степени по вечерам. Открытые данные по этой аудитории есть на сайте "Механика Москвы"
Непонятной для нас была аудитория районного масштаба, и то, как объект будет работать в будни. Мы позвали наших партнеров, социологов и экономистов КБ 23. Они помогли нам определить количество людей, которые живут на территориях, через которые проходит линия монорельса, их половозрастной состав.
В Тимирязевском районе живут в основном пожилые люди. Потом линия проходим через промышленную зону, где не живет никто. Затем Останкино — там живут и работают сотрудники телецентра, почти 4 тыс. человек. Затем, в районе улицы Академика Королева, большая часть жителей — семьи с детьми. Затем транзитная территория, через которую люди идут на ВДНХ. И, наконец, район улицы Сергея Эйзенштейна — смешанный, там много жилья и образовательных учреждений.
Перечислю основные характеристики прилежащих районов,часть данных по которым мы получили из исследования "Механика Москвы":
1 — Спорт представлен мало. В основном это воркауты и дворовые хоккейные площадки. В парках не оборудованы беговые и велодорожки, и их пока нет в планах.
2 — на территории больше 20 высших учебных заведений. Значительная часть потенциальной аудитории в будни — студенты.
2 — на территории больше 20 высших учебных заведений. Значительная часть потенциальной аудитории в будни — студенты.
3 — офисных центров мало. Они в основном группируются вокруг метро и у телецентра.
Затем мы вывели общий портрет целевой аудитории территории, через которую проходит монорельс:
Транспортный анализ

На схеме показано будущее соединение двух независимых участков трамвайных линий. Пунктиром показаны две возможные траектории.
Анализируя пешеходные связи, мы выяснили, что незаконные переходы улиц и железной дороги осуществляются поперек монорельса. Значит есть множество перпендикулярных лини монорельса путей, не связанных пешеходными переходами.
Широкие дороги не нагружены транспортом, люди беспрепятственно переходят эти дороги, когда идут из жилых районов в парк.

Пространство под монорельсом используется для бесплатных и платных парковок, которые не заполнены. У людей нет необходимости в таком количестве парковок.
При этом во дворах очень много нелегальных парковок, даже на газонах. Люди не хотят оставлять машины на легальных парковках под монорельсом, чтобы не идти пешком лишние 100 метров. Мы можем включить эти площади в потенциал развития территории.
Рабочий процесс

Я упомянула, что мы взяли за основу две идеи: трансформацию в транспортную линию(вело- и беговую дорожку) и в аграрный линейный сад (оранжерею).
Проект был сделан в рамках пятого потока интернатуры. Мы разделили ребят на две команды, которые независимо друг от друга разрабатывали "спортивную" и "аграрную" логику. Потом мы их объединили и часть идей выкинули.
Это было спортивное соревнование между двумя командами, которые отстаивали свои любимые идеи. Таким образом концепция объекта вобрала в себя удачные находки обеих команд.
Общая концепция

Амбиции проекта:

  • Ревитализация территории московского монорельса
  • Приспособление существующего объекта под современную новую функцию
  • Уникальное место для отдыха и занятий спортом городского масштаба
  • Ключевая пешеходная связь между изолированными районам

Функциональное спортивное зонирование, с запада на восток:

  1. Так как рядом с Тимирязевской академией живет больше пожилых людей, в этом районе хорошо начать с популяризации спорта, с простых и эффектных решений.
  2. В промышленной зоне ничего нет, кроме транзита там почти ничего не помещается.
  3. Останкино — работники ТВ среднего возраста. Размещаем в этом районе casual зону для повседневного спорта.
  4. Семейная зона в районе улицы академика Королёва.
  5. Перехватывающая и культурная зона около главного зона на ВДНХ.
  6. В районе улицы Сергея Эйзенштейна, где живет мало людей, но много студентов, зона профессионального спорта и культуры.
Концепция озеленения следует другой логике, реагируя на каждый отдельный район: к примеру, поскольку в Тимирязевскую академию люди приезжают, чтобы купить семена и саженцы, в Тимирязеском районе логично разместить оранжерею с огородными культурами и организованный рынок.
Останкинский пруд — самая удаленная от всех станций метро точка. Мы придумали сделать там "Мечтательный сад" и большой летний бассейн с видом на Останкинскую башню, на историческую церковь и пруд.
Зоны. 1 — популяризация спорта
Технически конструкция монорельса выдерживает больше 60 тонн динамической нагрузки на одну опору, что более чем достаточно для консолей и благоустройства.
Всего на линии 6 станций и 6 подъемов с эскалаторами. На следующей схеме показано, что мы делаем дополнительные спуски, пандусы для пешеходов, велосипедистов, бегунов. В нижнем уровне — лабиринты, линейные спортивные площадки, линейные детские и юношеские площадки.
Начало нашего линейного парка — оранжерея. Спиральный консольный пандус вокруг купола оранжереи расположен на существующих опорах разворотного круга.Если кто-то приехал на своем велосипеде, ему необязательно заезжать внутрь и брать его напрокат. Он может сразу же, минуя внутреннее пространство, поехать наверх.
Зоны. 2 —транзитная зона

Бегуны, велосипедисты, и пешеходы никогда не пересекаются.
Зоны. 3 — "Мечтательный сад"


Эта территория примыкает к зоне останкинского пруда.
Здесь тоже можно полностью использовать пространство под монорельсом. Трамвайная ветка идет рядом, а не под ним.
Сад, спортивный бассейн, большой городской пляж и амфитеатр с видом на церковь и усадьбу.
Зоны. 4 — Семейный досуг


В Останкинском районе в основном семейная аудитория.
Здесь будут линейные детские площадки.
Зоны.5 — перехватывающая и культурная зона
Часть объекта, находящаяся около ВДНХ и депо.
Внутри существующей станции монорельса — экспериментальная оранжерея, формально относящаяся к ВДНХ.
Монорельс у главного входа, который перекрывает исторический вид на выставочный комплекс, мы решили "отдать" природе.
Зоны.6 — профессиональный спорт и культурный центр
Ближе к депо живет довольно мало людей и очень много студентов.
Мы решили, что это хорошее место для профессиональных и экстремальных видов спорта.
До того как здесь появился монорельс, на этом месте тоже было депо — трамвайное. Все старинные трамваи разобрали другие депо, и многие экспонаты сейчас под открытым небом, в печальном состоянии. Мы предлагаем снова собрать эти трамваи.
Депо большое. Там хватит места не только для выставки трамваев. Это будет многофункциональный культурный и выставочный центр. Выставка уличного искусства и граффити, экспериментальный театр в разворотном круге и галерея современного искусства.
Итог
Депо большое. Там хватит места не только для выставки трамваев. Это будет многофункциональный культурный и выставочный центр. Выставка уличного искусства и граффити, экспериментальный театр в разворотном круге и галерея современного искусства.
- куратор: Наталья Фишман
- модератор: Екатерина Гольдберг
- организаторы: Фонд «Институт развития городов республики Татарстан» МАРШ лаб

Семинары и открытые лекции на тему "Социальность и архитектура" в рамках воркшопа "Весенний МАРШ 2018"

Что мы понимаем сегодня под словом «социальность», как общество и государство формулирует задачи и проблемы социального, как это отражается на архитектуре — новые потребности и старые формы Участники – профессионалы разных специальностей (архитекторы, социологи, социальные работники, педагоги, философы, культурологи), участники воркшопа, представители ДК и молодежных центров
+7 495 640 80 15
Россия, Москва Н.Сыромятническая, 10 с2