Поговорим о музейных и выставочных проектах, которые появляются снизу и исходят не от государства, а возникают благодаря местным сообществам. Это, как правило, инициативные проекты, даже если они разворачиваются государственных и муниципальных площадках. Большие музеи с крупными спонсорами и заказчиками работают с универсальными ценностями, через небольшие местные музеи выражаются локальные нужды и ценности. Такие проекты рождаются благодаря осознанию собственной идентичности и желанию определить свое место в общей истории. Они позволяют сохранять разнообразие внутри глобального мира.
Некоторые черты присущи всем сюжетам, о которых пойдет речь, от Владивостока до Нью-Йорка. Все они основаны на серьезных междисциплинарных исследованиях, связанных с локальной историей, спецификой, идентичностью, и того, что можно назвать социальным капиталом территории. Это исследования связей и отношений, которые существовали, трансформировались, иногда прерывались и разрушались на конкретной территории. , а также анализ и решение, что следует восстанавливать и экспонировать. Все эти проекты связаны с возникновением различных социальных инициатив и практик, с решением разных социальных проблем. Очень многие из них работают с травмами, которые различные сообщества пережили на том или ином этапе своей истории.
Практически все локальные музейные и выставочные проекты предполагают создание общественных пространств, в которых происходит рефлексия о связях и отношениях между людьми. В этих пространствах могут происходить дискуссии, презентации, традиционные местные практики, всё, что угодно. Почти все локальные проекты ориентируются на культуру участия, что означает деятельное осознанное включение людей в музейные и социальные процессы, возможность быть не только потребителями, но и созидателями культурного содержания, творцами того, что немедленно осознается как наследие. В России одной из первых инициатив, связанных с культурой участия, стал проект
«Музейная долина» небольшого саратовского музея художника Павла Кузнецова. Этот музей находится в депрессивном, но культовом месте Саратова, над огромной исторической свалкой в овраге. Музейщики, социологи, художники, культурологи в буквальном смысле вскрывали культурные археологические пласты, извлекали то, что за десятилетия накопилось в этом овраге, и устраивали выставки. Проект «Музейной долины» вовлек в себя практически весь город.
Локальные музейные проекты исповедуют эмоциональный подход. Они не дают аудитории обезличенную хронологию событий, но стараются пробудить у людей увлечение, желание самим искать связанную с историей места информацию. В музейных практиках существует понятие, которое называется активация памяти. Почти мистическое представление о том, что у каждого человека сохраняется эмоциональная память о месте, которая передается через несколько поколений. Музей, создавая пространства определенного типа, активирует эту память, и люди чувствуют себя попавшими в машину времени. Почти все музеи, о которых сейчас пойдет речь, это такие машины времени, которые дают совершенно иной по сравнению с другими музеями способ и уровень вовлечения.
Наконец, практически все проекты такого рода не связаны со строительством новых музейных зданий. Организация музейного пространства тут связана либо с реставрацией, либо с приспособлением, либо с реконструкцией и, в меньшей степени, со строительством чего-то нового.