Паблик-арт напрямую связан с вопросом о том, кому принадлежит город. С одной стороны, кажется, что никому. На самом деле, он весь поделён. В Перми пришлось проделать огромную работу, чтобы появились инструменты интеграции паблик-арта в среду. Создано специальное Положение, описывающее проекты паблик-арта как искусства временного характера, чтобы его не путали с памятниками, законодательно относящимися к категории вечности. Кроме того, был создан художественный совет города, потому что существовавший градсовет, который рассматривал, в том числе, традиционные памятники, был не способен перестроиться в своем мышлении. В то же время понятно, что когда возникают такого рода инициативы, подтягивается много желающих реализовать и свои амбиции. То есть административные барьеры все же нужны. В Перми новый орган включил дизайнеров, архитекторов, искусствоведов, музейщиков.
Но проще устанавливать объекты в ходе международного фестиваля: власть лояльно относится к международным связям, активизируется поддержка посольств. Формат фестиваля позволяет тестировать возможности городской среды. Когда мы в один заход ставим памятник какому-нибудь национальному герою или важной исторической дате, то у нас не остаётся права на ошибку. Если он неудачен, его место надолго получает свойства смысловой пустоты. Стратегически, куда эффективнее сначала проверить, что можно сделать со стенами, каков потенциал асфальта, балконов и пр. Власти зачастую недооценивают формат временных проектов, тогда как они способны визуализировать конкретную проблему, и даже не прижившись, простимулировать изменение среды. Их логика развязывает руки: «Если вам не нравится — мы можем это убрать, это будет демонтировано», — говорим мы людям, или наоборот, — «Если вам это очень понравилось — мы можем сохранить».
Мы начинали в Екатеринбурге в 2001-ом году с совсем небольших историй. Например, разместили зеркальные надписи: «ты уникален», «ты выглядишь прекрасно» и т.д. Это вызвало эйфорию, по поводу этого проекта задавалось миллион вопросов, у него оказался самый высокий рейтинг по итогам года с точки зрения обращений горожан в администрацию и газеты. Они хотели понять, что это, зачем. А это просто надпись, у которой нет прагматической установки, она ничего не продаёт, зеркальная плитка на двустороннем скотче, составленная в приятные слова, а на выходе — магия и огромный социальный интерес. Проект просуществовал 3 года, включая зимы, пока фасад не начали ремонтировать. При установке, мы рассчитывали на месяц, явно, повезло со скотчем. Зачастую мы излишне консервативно относимся к возможностям реализации искусства в городе, к выбору носителей. Вот в Роттердаме не так давно открыли первый крытый рынок. Архитекторы пригласили художника, превратившего плафон в продуктовую галлюцинацию, которой можно наслаждаться бесконечно. Художники действительно могут заполнять любое предоставленное им пространство.